Метод опорной стимуляции

Метод опорной стимуляции пришёл в клиническую практику реабилитации детей с цереб-ральными параличами из области космической медицины. Исследования, проведенные в невесо-мости, позволили выявить существование в нашем организме особой системы восприятия опоры. Когда человек стоит, идёт или бежит, на него действует сила реакции опоры. Это механическое воздействие передаётся через воспринимающие и проводящие структуры нервной системы опре-делённым клеткам спинного и головного мозга. В результате, в зависимости от силы реакции опоры, включаются или выключаются сложные системы контроля, управляющие двигательной активностью и мышечно-суставным аппаратом, нормализующие мышечный тонус и корректи-рующие работу позо-тонической системы, которая противостоит силе тяжести.

Если стояние и ходьба невозможны или осуществляются неправильно, то и реакции опоры нет или она измене-на. Далее, в свою очередь, нарушаются процессы контроля и управления мышечным тонусом и движениями. Исправить эту ситуацию в определённой мере может воздействие, которое имити-рует правильную ходьбу.

Учёные из Института медико-биологических проблем РАН и Центра авиакосмической медицины создали для этого специальный прибор, - имитатор опорной нагруз-ки подошвенный (модель «Корвит»). Он позволяет воспроизвести показатели физического воз-действия на стопу при ходьбе (величину давления, длительность импульса, интервалы между воздействиями на пяточную и плюсневую опорные зоны и интервалы между воздействиями на правую и левую ноги). Это приводит к уменьшению выраженности рефлекторного дисбаланса, спастичности мышц, развитию функциональных связей в головном мозге, способствующих ста-новлению движений или коррекции их патологии.

 

Оператор задаёт один из 3-х режимов стимуляции (ходьба в медленном, среднем, или бы-стром темпе), время проведения процедуры и величину давления в пневмокамерах.

При проведении процедуры пациент находится в горизонтальном положении, лёжа на спи-не. Ноги должны быть выпрямлены в лёгком упоре для предотвращения ротации стоп. Обычно процедура проводится в течение 20 минут 1 раз в день. Курс лечения состоит из 10-15 процедур, которые проводятся ежедневно. Следует особо подчеркнуть, что дети должны быть готовы к проведению процедуры в этапах физического развития. Существуют показания и противопока-зания к применению этой методики.

Процедура проводится: при отсутствии шаговых движений у детей, умеющих самостоя-тельно ползать и стоять на коленях; при эквинусной установке стоп у детей, умеющих или начи-нающих ходить; после проведения ботулинотерапии для формирования правильного стереотипа ходьбы.

Процедура не проводится: при отсутствии готовности ребёнка к ней в этапах физического развития; при наличии контрактур в голеностопном суставе, а также ортопедической патологии, требующей хирургической коррекции; при наличии текущих эпилептических приступов или от-рицательной динамики по данным ЭЭГ, указывающей на снижение порога судорожной готовно-сти.