Методика Бобата как метод лечения ДЦП
Методика Бобат была разработана к середине прошлого века. В ее разработку особый вклад внесли Берта и Карел Бобат. Они создали свой метод лечения ДЦП на основе длительных клинических исследований и наблюдений. При этом взгляды специалистов остановились на востребованной в свое время теоретических концепциях, которые подразумевали формирование нервной системы на уровне иерархии и рефлексов.

В результате была сформирована Бобат-концепция. Ее очень часто именуют «Нейро-развивающая терапия», которая впоследствии интенсивно развивалась учениками Берты и Карела Бобат. Сейчас учение востребована в различных уголках мира в свое конечной измененной форме. Благодаря ей удалось внести существенные корректировки в процесс реабилитации больных детским церебральным параличом, добиваясь положительных изменений.

Цель и особенности процесса восстановления

Исходя из разработок Бобат, проблемы моторики, которые наблюдаются при подобных заболеваниях у детей, становятся следствием поражения нервной системы. Результатом этого становится нарушение постуральных антигравитационных механизмов, из-за чего наблюдается искажение полноценного формирования моторики.

Процесс восстановления в этом случае преследует конкретные цели. Одна из них – стимуляция развития моторики ребенка. Также дополнительными целями становится профилактика, позволяющая предупредить появление деформаций и контрактур. Сама методика воздействует на компоненты сенсомоторики мышечного тонуса, патологические двигательные модели, рефлексы, органы восприятия, чувств и памяти, а также непосредственно на постуральный контроль. Другими словами, это именно те составляющие, функционирование которых нарушается в тот момент, когда поражается центральная нервная система.

Что в основе методики?

В основе разработки Берты и Карела Бобат было первоначально использование особых положений тела, также использовались подходящие приемы ухода. Все это в комплексе позволяло осуществлять контроль сенсорных стимулов. Они, в свою очередь, использовались с целью снизить напряжение мышц, двигательных моделей, а также самих рефлексов.
Результатом использования методики становится создание оптимального мышечного тонуса, правильных двигательных моделей, а также корректных реакций равновесий. Основным теоретическим постулатом методики Бобата считается нормальная последовательность моторного развития ребенка.

С течением времени Бобаты несколько скорректировали подход к лечению. Это произошло благодаря современным достижениям в области нейрофизиологии, а также собственному опыту. Основным отличием стало смещение акцентов и выбор новых лечебных аспектов. Это подтверждает и последняя публикация, показывающая изменения теоретических основ методики.

Таким образом, Бобаты пришли к выводу, что ставить ребенка в особые положения не слишком эффективно, так как напряжение мышц все равно возрастает в других его положениях. Новой концепцией стало достижение влияния на точки контроля. При этом выполняться все должно в момент активных движений ребенка, чтобы скорректировать его действия и добиться правильности выполнения.

В результате Бобаты пришли к выводу, что необходимо давать ребенку возможность самостоятельно контролировать свои действия. Так была доказана ошибочность теории последовательного моторного развития.

Сегодня методика предполагает формирование у ребенка навыков самостоятельного руководства собственным равновесиям и движениями. Только так удается добиться от него сознательных движений, которые впоследствии подавляет патологические двигательные модели и начинает стимулировать правильные положения у ребенка на самостоятельном уровне.