Кондуктивная педагогика (кондуктивная терапия)

Концепция и методика кондуктивной терапии принадлежит неординарному венгерскому педагогу Андрашу Петё, именем которого назван Институт Кондуктивной педагогики в городе Будапешт, Венгрия.

 

Методы кондуктивной терапии направлены на всестороннее развитие ребенка с целью его максимальной адаптации к окружающему миру и раскрытие всех доступных на данном этапе мо-торных и интеллектуальных возможностей. Многие реабилитационные центры в нашей стране и за рубежом успешно используют в своей работе эти методики, однако не менее эффективным является проведение кондуктивной терапии в домашних условиях.

 

Важным компонентом для проведения такой работы является создание вокруг ребенка раз-вивающей среды. Для ее создания Вам необходимо мысленно выделить несколько сфер жизне-деятельности Вашего ребенка – сон, гигиенические мероприятия, прием пищи, отдых, игра, обу-чение. Для каждой из этих сфер важно подобрать специальные приспособления – например, ва-лики для придания правильного положения во сне, столик с поручнями и бортиками для приема пищи и развивающих игр, стул для придания правильной позы, поручни на стенах для активиза-ции самостоятельной вертикализации и передвижения. Многое из вышеперечисленного Вы мо-жете увидеть в специализированных центрах, какое-то оборудование Вам может рекомендовать врач или кинезотерапевт, что-то Вы можете придумать сами, исходя из особенностей своего ре-бенка. Не забывайте о таких небольших приспособлениях, как специальные ложки, поильники, карандаши и ручки с муфтой – это оборудование стало появляться в продаже, кроме того, много

 

из этого можно изготовить своими руками. Развивающим оборудованием может стать все, что привлекает ребенка и побуждает его к целенаправленной двигательной активности! Однако не злоупотребляйте такими «современными методами стимуляции» как телевизор, мобильный телефон, дисплей компьютера – дети охотно реагируют на эти сильные стимулы, но на фоне это-го часто начинают игнорировать обычные игрушки и предметы. Старайтесь по возможности во-влекать ребенка во все, что делаете дома – уборку, стирку, мытье посуды, обуви, приготовление пищи. В каждой деятельности старайтесь сначала давать ребенку возможность попытаться что-то сделать самому, если это не удается, доделайте начатое вместе. Важно в каждом маленьком деле достигать поставленной цели – хорошо, если эта цель станет понятной и желанной и для ребенка. Не забывайте о поощрениях! Приступая к ежедневным занятиям под руководством специалиста или по его рекомендациям помните основные принципы кондуктивной терапии, которые акту-альны для всех направлений комплексной реабилитационной работы. Они помогут Вам правиль-но организовать взаимодействие с ребенком и сделать занятия с ним полезными и интересными. Это возможно только в том случае, когда кондуктивная терапия станет образом жизни семьи, воспитывающей ребенка с особыми потребностями.

 

– Постоянная упорная тренировка каждый день: ни одного перерыва! Каждая остановка - это шаг назад, к слабости и беспомощности. Каждая уступка лени – это отступление и бегство.

 

–  Активность и самостоятельность ребенка.

 

– Сознательная беспомощность родителя: если Вы поймали себя на мысли, что не можетебольше смотреть на неудачные попытки ребенка и готовы что-то сделать за него – Вы жалеете не его, а себя. Если Вы сделали что-то за ребенка – Вы отняли у него шанс научиться чему-то ново-му!